центр интегрального развития человека
йога студия
Случай-это всего лишь закономерное следствие наших неконтролируемых мыслей...

О нас

Йога

Аюрведа

Развивающие материалы

Наши вакансии

ТРИ ГУНЫ - ТРИ МОДУСА БЫТИЯ

 
Аюрведа принимает учение о трех модусах материальной приро­ды, о Гунах. Согласно ведической философии, основной субстанци­ей, из которой развивается и формируется мир, является пракрити. Материальная природа состоит из трех качеств: саттвы (благость), раджаса (страсть) и тамаса (темнота). В состоянии непроявления пракрити представляет собой единство ппротивоположенностей. Когда гуны находятся все вместе в состоянии равновесия, никакого дей­ствия не происходит. Они присутствуют во всех вещах, хотя и в различной степени. Существа разделяются на богов, людей и жи­вотных согласно тому, какое качество в них преобладает. Эти  три качества являются мегапрограммами, обусловливающими все души.
Гуны — это и качества и, типы реальностей, и психические состояния. Гуны имеют чрезвычайно тонкую структуру. Они всегда изменяются. Даже в том состоянии, которое считается состоянием равновесия, гуны постоянно преврашаются одна в другую. Пока равновесие не нарушается, эти изменения, происходящие внутри них самих, не дают объективных результатов. Если происходит на­рушение равновесия, то гуны воздействуют одна на другую, и в результате этого происходит эволюция.

Разнообразие мира объясняется взаимодействием гун. Та из гун, которая преобладает в каком-либо явлении, проявляется в нем, несмотря на присутствие других гун. В материальных вещах, находящихся в состоянии покоя, преобладает тамас, а саттва и раджас занимают подчиненное положение; в вещах, находящихся в движении, преобладает раджас, а другие гуны находятся в скрытом состоянии. Поэтому термины «саттва», «раджас» и «тамас» имеют значение скорее в качестве преобладаю­щих аспектов, нежели исключительных характеристик. Тамас — это свойство инерции, а применительно к человеку — дух оцепенения. Оно направлено на удовлетворение чувств. Его цель — удовольствие. Его характер — неведение. Если это свойство контролируется, то говорят, что человек воздержан. Раджас — это эмоциональная энер­гия, возбуждающая желания. Она делает человека беспокойным и жаждущим успеха и власти; будучи подчиненной, она имеет благородный вид привязанности, жалости, любви. Она является промежуточной между тамасом, который ведет к неведению и лжи, и саттвой, развивающей способность проникновения в реальность. Саттва является разумной стороной человека. Она способствует постоянству характера и доброте. Только она способна вести человека по правильному пути. Ее силой является практическая муд­рость, а целью -  правильное исполнение долга. Ни один человек не лишен этих качеств. Эти три свойства имеют свой оплот в разуме, жизни и теле. Строго говоря, они присутствуют неразделимо в каж­дой частице нашего психического целого. Если взять волевую сторо­ну сознательной жизни, то элемент тамаса преобладает в наших низших инстинктивных потребпостях с их непрекращающимся по­вторением желаний и удовлетворении. Элемент раджаса преоблада­ет в наших влечениях к власти и выгоде, к успеху и приключениям. Элемент саттвы - к гармоничному равновесию или к ре­гулированию между я и средой. Мир есть игра этих форм. Различие явлений возникает через взаимодействие равновесия, движения и инерции. «Гуны рождаюкя в гунах и исчезают в них».

Развитие пракрити происходит при помощи трех составляющих ее сил, или гун, наличие которых узнается на основе характера следствий пракрити. Пракрити это как бы нить, состоящая из трех прядей. Гуны не воспринимаются, а существование их выводится на основании производимых ими следствий. Первое их следствие назы­вается саттва. Это — потенциальное сознание, и поэтому оно имеет тенденцию сознавать проявление и причины удовольствия, испы­тываемого индивидом. Этимологически слово «саттва» происходит от «сат», или оттого, что реально, что существует. Поскольку со­знание вообще допускает такое существование, говорят, что саттва является потенциальным сознанием. Не в этимологическом смысле «сат» означает также совершенство, и, следовательно, саттва есть то, что создает добро и счастье. Говорят, что оно является плавучим, или легким. Второе следствие, раджас, представляет собой источник всякого действия и производит боль. Раджас вызывает к жизни возбуждение, удовольствие и беспокойство. Третье, тамас, это то, что сдерживает действие и вызывает состояние апатии, без­различия. Оно приводит к невежеству и лени. Функциями саттвы, раджаса и тамаса являются соответственно проявления, дей­ствия и сдержанность, производящие удовольствие, страдание и леность. Все три гуны никогда не разделяются. Они поддерживают друг друга и тесно переплетаются между собой. Они взаимосвязаны так же тесно, как связаны между собой пламя, масло и фитиль лампы. Они составляют субстанцию пракрити.

Все вещи состоят из трех гун, и разнообразие мира вызывается преобладанием той или иной гуны в данной вещи. Происхождение этой концепции, несом­ненно, психологическое, потому что основой различения служит тончайшее чувство восприятия, но даже в древности под гунами понимали факторы или компоненты пракрити. Они называются Гу­нами (или качествами), потому что только пракрити субстанцио­нальна, а они — простые ее модусы или элементы. Гуны можно считать различными стадиями эволюции какого-нибудь отдельного продукта. Саттва означает сущность или форму, которую нужно воспринять, тамас является препятствием к ее восприятию, а рад­жас представляет силу, которая преодолевает препятствия и делает явной форму сущности. Вещь всегда производится, но никогда не создается.